А.И. Мраморнов: «В исторической перспективе неправедный суд — всегда провальный»

1 июня 2013 г. на телеканале «СПАС» в цикле передач «Консервативный клуб» вышла программа, посвященная важной и трагической странице истории Русской Церкви XX века – новомученикам.

Ведущий и обозреватель Борис Костенко пригласил в студию члена Патриаршего Совета по увековечиванию памяти новомучеников, директора Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», И.В. Гарькавого, а также А. И. Мраморнова, секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В начале состоялось обсуждение вопроса о движущих силах революции, которые смогли за короткое время развернуть значительные репрессии против Церкви, при том что активность общества была достаточно мала.

«Почитанию новомучеников в нашей Церкви совсем мало времени, всего два десятилетия, – отметил А.И. Мраморнов. – А глобальное прославление состоялось в 2000-м году. Это всего 12-13 лет. Этого, конечно, мало, чтобы почитание стало всеобщим, повсеместным. Но еще есть некоторые факторы, которые не дают свершится этому почитанию, не дают сделать какие-то шаги, которые бы привели к более активное почитанию, увековечению памяти новомучеников. У нас нет документальной базы о том, что происходило в те годы. У нас есть интерпретации, у нас есть слухи, мифы и стереотипы, но я должен сказать, что очень важно для почитания иметь большую документальную базу. А именно, нужно опубликовать все те документы, которые фиксируют как происходили эти гонения, как они начинались. Изучая начало гонений, мы видим их причины. Мы видим причины, в том числе, и начала революции».

Одним из вопросов дискуссии послужил вопрос о главной действующей силе революции. Кто были эти люди? Люмпены, недоучившиеся или вовсе не получившие никакого образования люди или потерявшие веру приват-доценты? «Среди всех слоев общества шло расцерковление, — отметил И. В. Гарькавый. – Причем началось оно задолго до событий 1905-го года. В итоге, к событиям 1917 года российское общество подошло дезориентированным. Это не значит, что большинство людей были противниками Церкви, или антихристианами, или безбожниками. Нет, многие из них были, как мы сейчас бы сказали, «анонимными христианами», которые не считали нужным активно участвовать в церковной жизни».

Продолжая тему предреволюционного «расцерковления», А.И. Мраморнов заметил, что в ходе революционных событий и прихода к власти большевиков, стало видно, что Церковь как раз имела мощную поддержку в народе. Это подтверждают документы. На эту широкую поддержку сразу же отреагировали карательные органы новой власти.

В ходе разговора в качестве иллюстрации того, что начало репрессий было положено сразу после Октябрьского переворота, была представлена книга А.И. Мраморнова «Судебный процесс против Саратовского духовенства».

На основе материалов этой книги участники обсуждали то, как идеология большевизма вступила в противоречие с правовой системой, как оказалось невозможным правовым способом проводить в жизнь политику большевизма и как произошел отказ от права в пользу внесудебных решений. Отработанные большевиками в первые послереволюционные годы методы впоследствии были широко использованы для массовых репрессий 30-х годов.

Добавить комментарий